Нарушение поведения ребенка - СДВГ

Нарушение поведения ребенка - СДВГ


Для родителей, независимо от национальности или возраста, их дети всегда будут самыми лучшими, и если у них что-то не получается, то мы всеми силами пытаемся им помочь. Но иногда бывает, сколько бы ни старались родители и сам ребенок, но ощутимого прогресса так и нет. Очень часто объяснением этому может служить диагноз СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности.


Это заболевание - одна из частых причин неуспеваемости ребенка в школе и трудностей общения, как с родителями так и со сверстниками.


Разберемся подробней, что же из себя представляет СДВГ и насколько все может быть серьезно.


Виды нарушения поведения (СДВГ)


Основными проявлениями СДВГ считают гиперактивность, нарушение внимания и импульсивность.


Гиперактивность


Избыточная и, в большинстве случаев, бестолковая двигательная активность, беспокойство и суетливость - иногда ребенок даже не замечает что делает что-либо. Нервная система испытывает перегрузки. Недостаток сна и большая нагрузка в школе только усугубляют ситуацию. Ребенок не справляется с потоком информации из внешнего мира.


Нарушение внимания


Малышу довольно трудно сконцентрироваться на чем бы то ни было. Сложно отличать "главное" от "второстепенного", внимание постоянно перескакивает с одного на другое. При этом, он может пытаться делать несколько дел одновременно, сбиваясь и не получив результата ни в одном. Такие дети не умеют слушать, постоянно перебивая и отвлекаясь, избегают заданий, требующих длительных интеллектуальных усилий. Но, они вполне способны сосредотачиваться на занятиях, которые считают увлекательными и интересными. К сожалению, обычно, - это не школьные занятия и уроки.


Импульсивность


Действия опережают мысли, - ребенок, который тянет руку быстрее всех в классе, чтобы ответить на вопрос, но, при этом, почему-то не отвечает и есть типичный пример импульсивности. Он не успел сформировать ответ в голове, но уже поднял руку. В этом случае, дети просто не умеют регулировать свое поведение, им сложнее чем остальным подчиняться правилам, чего-либо ждать.


Эти три симптома выражаются у всех детей по-разному. Иногда, импульсивность является самой яркой чертой и самой главной жалобой родителей, а иногда, больше всего выражен дефицит внимания или (и) гиперактивности.


Кроме основных видов проявления СДВГ, которые в той или иной мере присутствуют у всех детей с этим диагнозом, отмечают наличие дополнительных:


   • Нарушение координации


   • Эмоциональные нарушения


   • Нарушения социальных отношений


   • Парциональные задержки развития


Исходя из симптомов, выделяют 3 типа СДВГ:


   • смешанный тип, при котором в равной степени выявляются симптомы дефицита внимания и гиперактивности с импульсивностью;


   • дефицит внимания без ярко выраженной гиперактивности (СДВ);


   • преобладание симптомов импульсивности и гиперактивности с незначительным дефицитом внимания


 Диагностика и симптомы СДВГ


Итак, вы заподозрили, что у вашего ребенка СДВГ, что нужно делать в этом случае?


Стоит отметить, что для СДВГ не существует лабораторных методов диагностики и главным инструментом остается интервью специалиста с родителями и ребенком. И каждый раз специалисту приходится устанавливать диагноз СДВГ на собственное усмотрение. При этом, конечно, довольно высок риск ошибок.


Кроме интервью, в диагностике синдрома применяют также специальные  опросники, нейропсихологические обследования, дополнительные обследования (для выявления или исключения сопутствующих заболеваний, которые могут послужить причиной изменения поведения ребенка)  и, в крайнем случае, даже видеосъемку с целью ее последующего анализа.


Как проявляется СДВГ?

   • У дошкольников


При дефиците внимания -  часто недоделывает начатое и быстро бросает. Создается ощущение, что не слышит, когда к нему обращаются. Даже играми увлекается не больше трех минут.


При ярко выраженной гиперактивности  - постоянно в движении, не может усидеть на одном месте,  даже когда ест или смотрит мультики, может постоянно ерзать и двигаться.


При импульсивности - не реагирует на замечания, не чувствует опасности.


    • В начальной школе


При дефиците внимание  -  неорганизованность и забывчивость. Очень легко отвлекается, одним делом не может заниматься больше 10 минут.


При гиперактивности - шумит на уроках и в тех местах, где нужна тишина. У родителей часто создается впечатление, что он делает это специально, как будто на зло.


При импульсивности - очень плохо дается ожидание, никогда не может дождаться своей очереди, перебивает. Может проявляться навязчивость и нарушение правил.


   • В подростковом возрасте


При дефиците внимания - плохо дается планирование. Не может заниматься одним делом больше 30 минут, невнимателен к деталям.


При гиперактивности -  суетливость и беспокойство.


Импульсивность,  в основном, проявляется в безответственных высказываниях и действиях, ощутимо снижен самоконтроль


Коррекция СДВГ


 В детском центре "Мозаика" опытные квалифицированные специалисты предлагают профессиональную помощь по корректировке нарушений поведения ребенка.


Мы используем проверенные передовые технологии и их сочетания:


   • АВА


   • Работа с психологом


   • Нейрокоррекция


   • Игровая песочная терапия


Нейрокоррекция


Даже самая простая на первый взгляд деятельность -  это работа целого ряда мозговых структур. И бывает, что в логической цепочке, которая обеспечивает, например, такое действие, как письмо, выпадает одно из звеньев, и тогда, с письмом начинаются проблемы. На занятиях по нейрокоррекции мы ищем такие выпавшие звенья и связываем их друг с другом. Таким образом, интеллектуальная деятельность ребенка начинает налаживаться. Главной целью занятий по нейрокоррекции является развитие способности ребенка к адекватной оценке возникающих ситуаций и окружающего мира. Он учится самоконтролю, техникам снижения агрессии. и тревожности.


Работа с психологом


Психологические сеансы помогают ребенку снять излишнее психоэмоциональное  напряжение, разобраться в себе, в своих желаниях, целях. Более взрослые дети учатся строить планы, решать жизненные задачи. формируют позитивную оценку себя и окружающих.


Игровая песочная терапия


Практически все специалисты соглашаются с тем, что лучшие методы коррекции поведения ребенка - это развивающие игры. Игры и терапия песком позволяют добиться серьезных  результатов в лечении психосоматических расстройств у детей. К тому же, это прекрасное подспорье в развитии навыков для дошкольников и детей младшего школьного возраста.


АВА - терапия


Это целый комплекс методик и технологий, из которых создается индивидуальная программа для каждого ребенка. Ее невозможно скопировать и передать для проработки кому-то другому, потому что все сугубо индивидуально. Суть этого комплекса в том, что любое поведение никогда не бывает спонтанным. У всего есть причина. Программа направлена не только на работу с детьми, но и с родителями, которым метод помогает проанализировать поведение детей и понять их намного лучше.


Нужно отметить, что для достижения хорошего эффекта, коррекция поведенческих нарушений должна иметь систематический характер, а родителям необходимо участвовать в помощи ребенку наравне со специалистами. Только тогда мы вместе сможем добиться устойчивых позитивных результатов